среда, 19 января 2011 г.

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Знание воспитателя должно прийти к воспитаннику не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему».
                                                                                                       А.С.Макаренко
Я, Старцева Вера Николаевна, учитель технологии в МБОУ – Вагайцевской СОШ. Работаю в данной школе с 1987 года. Имею высшее образование. В 1986 году закончила Московский технологический институт легкой промышленности. Общий педагогический стаж – 23 года.
Педагогическую деятельность я осуществляю с 1987 года, постоянно работаю в данном ОУ, являюсь экспертом по аттестации педагогических кадров муниципальной  аттестационной комиссии.
В современной концепции образования в средней школе предмет технология не сводится к формированию трудовых навыков как таковых. Речь идет  еще и о формировании исследовательских умений, формировании технологической культуры, развитии творческого потенциала ребенка, воспитание важнейших для человека качеств — трудолюбия, упорства, дисциплинированности, ответственности. Компетентностный подход, на основе которого разрабатываются  новые стандарты, был продиктован потребностями работодателей, которые не удовлетворены результатами обучения. Проблемой современного производства является то, что  приходят люди, обладающие набором знаний, но не обладающие определенным набором качеств личности — умением работать в команде, добиваться поставленных целей, уважать чужое мнение. Как эти качества формировать? Все это может быть сформировано только в процессе совместной деятельности на уроках технологии.
Целью своей педагогической деятельности считаю  развитие творческого потенциала личности школьника средствами учебного предмета «Технология», формирование у обучающихся творческого подхода к решению задач и проблем, возникающих в той или иной жизненной ситуации, активизации поисковой работы.
Для достижения данных целейставлю перед собой следующие задачи:
а) обучающие:
- способствовать освоению учащимися приемов и методов творческого мышления;
-  научить применять эти приемы при решении проблем, возникающих в практической деятельности;
- способствовать реализации учащимися своих возможностей при участии в коллективной творческой  деятельности;
- формировать основные компоненты творческого мышления; способность к анализу, синтезу, сравнению, критичность мышления;
б) развивающие:
- развитие коммуникативных и организаторских способностей в процессе технологической деятельности;
- развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из реалистичной оценки личных возможностей, интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
-способствовать развитию воображения, речи, оригинальности мышления;
в) воспитывающие:
- воспитывать технологическую культуру труда;
- воспитывать трудолюбие и ответственность;
-формировать активную жизненную позицию в процессе  социального и профессионального становления;
-воспитывать уверенность в своих силах, ответственность за выбор трудовой деятельности.
В 5-6, 10-11 классах школа работает по Учебному плану образовательного учреждения, разработанному с учетом ФБУП (от 09.03.04 г. № 1312), федерального компонента государственных образовательных стандартов первого поколения (от 05.03.04 г. № 1089), РБУП (от 17.05.06 г. № 533, от 02.07.2008 г. № 717), по технологии,  федерального, регионального и школьного компонентов содержания образования. В соответствии с ним, использую в работе с данными классами программу курса технологии, УМК под редакцией В.Д. Симоненко (издательского центра «Вентана – Граф» г. Москва 2005 г.), соответствующий данной программе.
Для реализации регионального компонента использую образовательный стандарт общего образования  национально-регионального компонента по технологии « Мое  профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» - 9 класс, «Технология карьеры, эффективное  поведение на рынке труда» - 10-11 класс, элективный курс «Деловая коммуникация» автора М.Р. Шамрай. В УМК по данному предмету входит учебник «Технология. Профессиональный успех» под редакцией С.Н. Чистяковой (г. Москва «Просвещение» 2008).
На основе данных программ мною составлены рабочие программы курсов «Технология 5 класс» под редакцией С.Н. Чистяковой (г. Москва «Просвещение» 2008), в которые включаются учебно-тематические планы по предмету и поурочное планирование.
7-9 классы продолжают работать по Учебному плану образовательного учреждения, разработанному с учетом преемственности целей и задач, решаемых на различных ступенях общеобразовательной школы.  В этих классах работаю по программам «Технология. Обслуживающий труд» УМК, составленным на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Условия реализации учебной деятельности во многом определяются качеством материально-технической базы. Материально-техническая база кабинета формируется на основе «Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Кабинет разделен решеткой на 2 секции: одна часть - для занятий по кулинарии (имеются две электроплиты, кухонный стол, мойка, водонагреватель, холодильник, необходимая посуда, инструменты) и вторая часть - для теоретических занятий и швейного дела представляет собой рабочее пространство, в котором расположены 8 швейных машин с ножным приводом , 1 машина с электроприводом, «оверлоком», гладильная доска и утюг. В перспективном плане развития кабинета предусматривается необходимость отделения блока для кулинарных работ   от швейных рабочих мест.
В своей работе использую следующие методические решения:
-дифференцированный подход в обучении;
- проблемное, развивающие обучение;
- компетентностный подход в деятельности учащихся старших классов;
- метод ученических творческих проектов.
Все эти методики ориентированы не только на получение знаний, но и являются элементами развивающего, личностно-ориентированного обучения, позволяющего раскрыть интеллектуальный потенциал каждого учащегося.
Основной формой организации учебного процесса в моей деятельности является комбинированный урок, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Это дает не только возможность закрепления теоретических знаний практическими навыками, но и позволяет чередовать вид деятельности, что соответствует требованиям технологиям, сберегающим здоровье. Для этой же цели на стенде кабинета располагаются правила техники безопасности, с которыми учащиеся знакомятся в начале занятий каждого блока программы.
В последние пять лет своей педагогической деятельности я всё чаще обращаюсь к методу проектов.
Этот метод позволил решить множество проблем:
·     из информатора  я, как учитель, стала организатором познавательной деятельности учащихся;
·     появилась возможность направлять процесс обучения , а ученик вместо пассивного объекта включается в активный процесс познания;
·     реализуется компетентностный подход в решении поставленных задач и проблем, умение выбирать их множества вариантов единственный рациональный;
·     в процессе работы над проектом преобладает демократический стиль отношений между учителем и учеником – технология сотрудничества;
·     позволяет реализовывать более полно интересы и способности обучающихся, приучает к ответственности за результат труда;
·     формирует привычку к анализу потребительских, экономических, технологических составляющих проектируемого изделия.
Я считаю, что данный метод является воспитывающе-обучающим, потому что в его основу положена главная идея-развитие через социальное взаимодействие, в котором социализируется мышление и культивируются образцы поведения. Этот метод позволяет мне  успешно реализовывать такие ключевые компетенции учащихся  как: коммуникативность,   самообучение, саморазвитие, умение самостоятельно решать проблемы.
Наиболее успешными ученическими проектами прошедшего периода являются  проект ученицы Янушевич Марины «Изготовление косметички в технике макраме». Реализация проекта Янушевич М. позволила учащейся проявить творческий подход в выборе темы проекта, используемых материалов и способов плетения, в совершенстве овладеть техникой макраме, развить технологическую культуру.
При работе над проектом  «Вязаная салфетка. Подсолнух» ученица Журавлева Катя самостоятельно разработала правила техники безопасности, а Мамцева Кристина описала технологию организации рабочего места. Многие работы учащиеся выполняют  на высоком творческом уровне, самостоятельно: разрабатывают собственные схемы плетения макраме, изменяют элементы рисунка в схемах вязания салфеток, формулируют правила организации рабочих мест, а заканчивают проект рекламой  в стихотворной форме.
Проектный метод позволяет успешно формировать коммуникативные и социальные компетенции через участие в выставках, конкурсных программах в Доме культуры села Вагайцево. Практическое применение разработанные проекты находят в работе творческих мастерских при народном театре «Фортель» - изготовление деталей костюмов, декораций, реквизита.   Ценным является также и привлечение к работе над проектом родителей учащихся, что позволяет грамотно выстраивать отношения в треугольнике «учитель, ученик, родители».
Одной из основных задач считаю реализацию на практике компетентностного подхода в выборе учащимися старших классов своей будущей профессии. С 2008 года в 10-11 классах нашей школы введен курс «Технология профессиональной карьеры».  Работа над составлением программы курса стала важным этапом в моей педагогической деятельности. Так как этот курс является новым и недостаточно разработанным, формирую личную методическую и информационную библиотечку. Первоочередное значение имеет глубокое изучение рынка труда Новосибирской области, формирование рейтинга наиболее востребованных профессий и специальностей, анализ возможности и вариантов получения профессионального образования, альтернативные пути его приобретения. Предлагаю ребятам адреса сайтов, информирующих о наличии вакансий рабочих мест, используем печатные газетные издания («Работа», «Ищу работу» и др.). Составляем таблицу востребованных профессий. На уроках профессионального самоопределения проводим анкетирование по определению, к какой группе профессий наиболее расположен тот или иной ученик (по Климову Е.А.). Затрагиваем важный вопрос зависимости выбора будущей специальности от индивидуальных возможностей и здоровья обучающихся. Провожу тестирование по определению мотивации, определяющий профессиональный путь. Составляем с выпускниками психограмму и профессиограмму выбранной профессии (приложение6).
Для усиления практической направленности занятий и правовой защищенности выпускников изучаем основные статьи трудового права, пенсионного законодательства, оговариваем пункты, которые должен включать трудовой договор и основные социальные льготы, входящие в него. Работа над данным курсом заставила заняться овладением новых для меня компьютерных технологий в преподавании предмета. Активно использую компьютер для демонстрации учебных презентаций, проведения тестирования, поиска информации.
На уроках анализируем различные жизненные ситуации, возникающие при поступлении на работу через ролевые игры и тренинги. Главная ценность таких тренингов состоит в том, что они учат ребят не только решать, но и ставить задачи, планировать проблемы и способы их выполнения, отыскивать адекватные решения.
С 2008 года наша школа является экспериментальной площадкой по реализации компетентностного подхода в условиях современной сельской школы. В рамках реализации целей и задач данной программы в школе созданы творческие группы по различным направления. Я работаю в группе «Научно-исследовательская деятельность через метод проектов». Результаты деятельности группы были представлены на педагогическом совете № 6 от 15.04.2010 в форме доклада. С целью обобщения педагогического опыта и проведения общественной экспертизы деятельности ежегодно провожу открытые уроки в рамках предметной недели. В 2008 году выступала на заседании районного методического объединения учителей технологии с докладом «Анализ олимпиадных работ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии».
В 2009 году зарегистрировалась на сайте  «Открытый класс» (http://www.openclass.rulessons/174944/), активно изучаю опыт коллег, формирую библиотеку электронных цифровых ресурсов. Мой  опыт работы по методике проектной деятельности обобщен, и методические материалы размещены на школьном сайте.
         Анализируя уровень мотивации и интереса учеников к обучению, использую показатели выбора предмета для прохождения итоговой аттестации. В последние два года экзамен по технологии за курс основного общего образования у девушек проходит в форме защиты ученических творческих проектов. В прошлом учебном году экзамен в такой форме сдавало 14 учениц, что составляет 90% от общего числа обучающихся в этом – 12 человек – 93%. Выбор предмета иллюстрирует устойчивый интерес к нему, а высокие результаты аттестации (100% качества обученности) – хороший уровень реализации целей обучения.
Ежегодно мои ученицы принимают активное участие в муниципальном туре всероссийской  олимпиады по технологии и занимают призовые места. В 2009 г. Янушевич Марина стала победительницей муниципального тура среди учащихся 10-х классов и стала участницей областного.
В 2009 году прошла курсы повышения квалификации по теме «Особенности и специфика методики организации реализации содержания образования РК БУП НСО по технологии»  в объеме 72 часа (удостоверение № 2477).
В методическом плане ближайшую цель для себя вижу в повышении уровня мотивации и качества преподавания нового курса технологии «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области».

Комментариев нет:

Отправить комментарий